ՀԵՌՈՒՍՏԱԾՐԱԳՐԵՐ - Հեղինակ՝ . Wednesday, February 27, 2013 13:22 - 1 քննարկում

Арутюн Месробян: Если процесс пройдет точку невозврата, нас будут ожидать весьма интересные события

Интервью эксперта по управлению Арутюна Месробяна информагентству АрмИнфо

  • Давид Степанян
  • среда, 27 февраля, 13:12

25 февраля, отказывающийся признать официальные итоги президентских выборов, Раффи Ованнисян заявил о намерении создать альтернативные органы власти. В этом направлении долгие годы работало движение “Сардарапат”. Оцените перспективы данного зачинания с точки зрения эксперта-управленца…    

 

Создание альтернативных структур управления – один из подходов и моделей, распространенных в теории управлении. Согласно первому постулату этой теории, статичная, не отвечающая веяниям времени, система управления неспособная к переформатированию, реструктуризации и автоматически идет в сторону саморазрушения. Поначалу, до поры до времени, этот процесс проистекает очень незаметно, его замечают лишь специалисты. Еще полтора года назад я с сожалением отмечал, что система управления нашим государством уже пошла в направлении саморазрушения. После того как в декабре прошлого года политические силы Армении фактически самоустранились от активного участия в политических процессах и президентских выборах в частности, данное утверждение стало еще более актуальным. В подобных условиях желательно эту саморазрушающуюся систему не трогать, поскольку до определенного этапа она бывает крайне агрессивна. В этих условиях следует создавать собственную, новую, альтернативную систему управления государством – это тоже один из принципов теории управления, который многие сотни лет применяется человечеством в самых различных ситуациях. Это очень грамотный подход, который, тем не менее, в большинстве стран мира политическими партиями и деятелями не приветствуется, так как политическая деятельность и ее формат больше носит лозунговый, чувственный, малосодержательный, чем конструктивный характер. Это является своеобразным индикатором правильности использования этого подхода. 25 февраля впервые в новейшей истории Армении из уст политического деятеля – Раффи Ованнисяна прозвучало желание идти грамотным путем управления государством. Подобных симптомов в Армении не было с 1991 года. И я очень надеюсь, что данный грамотный подход войдет в наше политическое пространство.

 

На это понадобятся годы…

 

Согласен. Но любая длинная дорога ведь начинается с первого шага. Поэтому это не аргумент. Поствыборное народное возмущение, позиционирование протестного электората в случае грамотного подхода может ускорить создание вышеупомянутых структур, их становление. Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло. И когда эта идея начинает циркулировать, бороться против нее уже невозможно, поскольку сама атмосфера чревата этой идеей. И тот факт, что в нашей политической действительности эта идея, наконец, была высказана политиком, свидетельствует о том, насколько эта идея стала необходима.

 

Вы отметили факт саморазрушения существующей в Армении системы управления. Но предвыборный слоган республиканцев “Поверим, чтобы изменить” мало говорит о понимании ситуации в кланово-олигархическом лагере…

 

То, что люди во власти этого не чувствуют – это очень нехороший симптом. Как результат вероятность и скорость саморазрушения системы резко возрастает. Примеров исчезновения империй, государств, мощнейших структур управления великое множество. И их руководители либо не чувствовали, либо почувствовали ситуацию слишком поздно. В случае Армении мы видим это хотя бы в череде отставок среди руководителей территориальных образований после выборов президента. То есть властный механизм не выдерживает нагрузки, проверки на прочность. Рассматривая же процессы в Армении глазами эксперта, отмечу, что важны не имена и фамилии, важна динамика процессов. С 1991 года Армения приняла на вооружение крайне неудачную модель управления, за основу которой был взят принцип отрицательной селекции, согласно которому чем выше должность в пирамиде власти, тем выше вероятность того, что ее займет недостойный. Эта отрицательная селекция привела к полному отрицанию в Армении принципа меритократии, согласно которому во власть отбирались бы наиболее достойные люди. А это является очередным признаком того, что система обречена на разрушение. В системе государственного управления Армении очень сильно действует закон Паркинсона, позволяющего системе управления воспроизводиться весьма уродливым способом, наподобие распространения раковой опухоли. Год от года увеличивается количество структур, чиновников в системе власти, но при этом резко падает общая эффективность принятых решений и их реализации.

 

Раффи Ованнисян активно посещает области с целью проведения “революции приветствий”. Насколько эффективна подобная тактика с точки зрения создания альтернативной системы управления в Армении, о которой он говорил?

 

Исходя из накопленного в Армении политического опыта управления, я вижу две фишки, которые до этого не применялись. Это пониженная агрессия и порой ее полное отсутствие, чего мы не видели, начиная с 1996 года. Вторая фишка в том, что в поствыборный период Ованнисян не отодвигает на второй план области Армении. Это очень интересный шаг, учитывая, что сетевые, децентрализованные модели протестного движения более живучи во времени и более эффективны. Централизованные структуры очень уязвимы, не имея второго и третьего эшелона поддержки. И пониженная агрессия приводит к появлению у власти проблем.

 

То есть, не имеют возможность применить репрессии?

 

Безусловно. У них просто пропадает повод для ответной агрессии, к чему они не привыкли, начиная с 1996-го. У движения Раффи Ованнисяна есть отличительные фишки, но пока что непонятно прошел ли процесс точку невозврата. Если процесс пройдет эту точку, нас будут ожидать весьма интересные события. Это станет ясно уже в ближайшее время.

 

Принято считать, что внутриполитическая повестка Армении формируется, мягко говоря, при активном внешнем содействии. Проявляется ли это в противостоянии Ованнисян-Саргсян?

 

Эта идея, к сожалению, действительно доминирует в армянском обществе. Тем не менее, убежден, что если бы Армения действительно была бы незначительным фактором и явлением в мировой геополитике, вряд ли бы те же США, Россия, ЕС и Китай, так или иначе были бы задействованы в Армении. Незначительными странами на таком уровне не интересуются. Армения занимает достаточно важное географическое и стратегическое пространство, со всеми вытекающими последствиями. Плюс фактор армянства как уже сформированной сетевой системы с немалым потенциалом, который сбрасывать со счетов также нельзя. В то же время, было бы смешно предположить, что внешнее воздействие на выборы в Армении отсутствует. Весь вопрос в том насколько это воздействие может быть решающим в развитии поствыборной ситуации в республике. И говорить о доминантности той или иной сверхдержавы в определении внутриполитической ситуации в Армении невозможно с позиций той же теории управления. В условиях концентрации в той или иной стране интересов внешних сил, события вполне могут пойти и третьим, незапланированным ими путем. Так что в случае Армении люфт между интересами сверхдержав очень велик.

 

Судя по тому, с какой последовательностью провластные СМИ публикуют поздравления иностранных лидеров в адрес Сержа Саргсяна, внешняя легитимность для существующей системы как минимум приоритетна. Вы с этим не согласны?

 

Признание легитимности Саргсяна на международном уровне – важная карта в руках власти и было бы смешно, если бы власть ее не разыгрывала в позиционной борьбе с оппозицией на выносливость.

 

Вы не считаете странным, что западное сообщество в принципе поддержало считающегося пророссийским Сержа Саргсяна, не поддержав западника Ованнисяна?

 

Мы видим, что Ованнисян стал зачинателем определенных, новых процессов. И до тех пор пока ситуация не миновала точку невозврата делать какие-то однозначные выводы в этом направлении весьма неблагодарное дело. Однако, это не означает, что подковерной борьбы на этом уровне нет, учитывая стратегическое значение Армении. В зону радиуса вокруг Армении укладываются многие болевые точки человечества: Ближний Восток, Иран, Сирия, Турция вплоть до Израиля. Так что Армения – это очень важный плацдарм.

 

Даже официальные итоги президентских выборов свидетельствуют о серьезном недовольстве граждан. Это недовольство в первую очередь обусловлено социально-экономической составляющей или же армянское общество, образно говоря, просто устало от власти?

 

Армянское общество начало выражать недовольство, начиная с 1991 года в результате резкого снижения уровня справедливости, отторжения властью связи с обществом. Первый всплеск этого недовольства произошел по итогам все тех же президентских выборов 1996 года. И то, что каждые президентские выборы оканчиваются народным возмущением, говорит о том, что общество в целом недовольно системой управления сложившейся в Армении со дня обретения независимости. То есть концептуально причины недовольства народа глубинны. Общество и власть сегодня не имеет обратной связи, что приводит к нестабильности и саморазрушению системы управления. Социальное недовольство, конечно же, есть, но в букете с отсутствием защищенности, социальной справедливости, отторженности власти не только от общества, но и от его проблем. Начавшаяся с 1991 года эмиграция, когда наши граждане стали голосовать ногами, стала самым серьезным проявлением недовольства армянского общества своей властью. Таким образом, социально-экономическая часть является всего лишь одним компонентом общего недовольства властью.

 

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы нынешнего протестного движения?

 

В рамках его основополагающих высказываний, Раффи Ованнисяна следует воспринимать в отрыве от его партийной составляющей. То, что наш народ не хочет видеть партийных деятелей уже стало аксиомой. И сегодня все зависит от того, пройдет ли ситуация точку невозврата в соответствии с тезисами озвученными Ованнисяном. Если все его идеи на глубинном уровне начнут реализовываться, мы сможем зафиксировать начало серьезных изменений в системе управления Армении и как результат в системе власти.

 

Как можно определить эту точку невозврата?

 

Есть очень простой и надежный способ определить является тот или иной процесс таковым по своей сути или же это просто эмуляция. Это определяется тем, какая команда соберется вокруг лидера этого движения. По качествам представителей этой команды однозначно можно предсказать результат этого движения. В набирающих оборот движениях, после обозначения кардинальных и технологических идей, ситуация начинает проясняться после назначений членов команды. Если в команду Ованнисяна будут входить люди, занимавшие с 1991 года какие-то ключевые посты и влияющие на принятие политических решений, люди калибром поменьше, но привыкшие работать в системе год от года становящейся неэффективной, это будет означать бесперспективность данного движения. Такие люди, привыкшие работать в приземляющейся системе по принципу штопки проблем, принципиально не могут участвовать в процессах, которые идут на взлет. Важен типаж личности, а не сама личность. Таким образом, пока команда Ованнисяна не сформирована, оценивать перспективы последних протестных процессов рано.

 

Сверху”, кстати, уже идут слухи о новом витке оттока капитала из Армении. Вы не считаете это симптоматичным индикатором ситуации?

 

Отток капитала из Армении усилился еще в прошлом году. Ежегодный объем частных трансфертов в Армению превосходит $2 млрд, что фактически является беспроцентными инвестициями в экономику.

 

То есть утекает из страны больше чем притекает?

 

Разумеется. Одно то, что импорт в несколько раз превосходит экспорт, говорит о соответствующей разнице в оттоке и притоке капитала. Логика подсказывает, что эти тенденции в поствыборный период еще более усилятся.



1 քննարկում

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

ԼՈՒՅՍ ԱՇԽԱՐՀ – Րաֆֆի Հովհաննեսյանը նախագահ դառնալու մտադրություն չունի և ի՞նչ է ստացվում…
Mar 4, 2013 10:07