ԼՐԱՀՈՍ - Հեղինակ՝ ADMIN. Wednesday, September 5, 2012 23:00 - չքննարկված
Армения получила повод для западных преференций
Голос России
ВЧЕРА, 15:41
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Не ждали
В отличие от Грузии, где к визиту генсека НАТО начали готовиться чуть ли не за месяц, он прибывает сюда 6 сентября, в Армении никаких заблаговременных анонсов по поводу гастролей Расмуссена не было вовсе. И совсем не только потому, что он для местной правящей элиты имеет меньшую политическую ценность, чем для режима Саакашвили.
Вероятней всего, его здесь просто не ждали. И хотя выглядит вполне естественным, что шеф альянса по дороге в предвыборный Тбилиси залетает в Ереван, чтобы зафиксировать отношение Запада и к нему, кажется, что вызвано это появление отнюдь не партнерскими связями, а скорее наоборот, армянскими сомнениями в их прочности.
Все сходятся на том, что посадить самолет в Ереване Расмуссена заставила история с освобождением азербайджанского офицера Рамиля Сафарова. Венгрия, где он отбывал пожизненный срок за убийство армянского офицера, экстрадировала его в Баку, где офицер был тут же помилован, обласкан и, по сути, причислен к лику национальных героев.
Армения в ответ прервала отношения с Будапештом. И теперь, как и предполагали эксперты, начинает пожинать дипломатические дивиденды от венгерской опрометчивости.
И незапланированный прилет Рассмусена — это лишь первая ласточка. Она тоже еще погоды не делает, но на потепление климата намекает вполне определенно. И уже не важно, намечался этот визит или нет. Главное, что в нынешних условиях он уже не будет протокольной формальностью.
У Еревана с Брюсселем всегда были отношения на хорошем уровне. И по линии НАТО, и по линии Евросоюза. Но сейчас Армения как уязвленная сторона, причем уязвленная прежде всего членом этих форматов, может не только претендовать, но и рассчитывать на определенные преференции. Возможно, потому и Расмуссен здесь, чтобы выяснить цену вопроса. Тем более, ему все равно по пути.
Проблема выглядит достаточно серьезной. Ереван в бешенстве. Ведь и убийство произошло в рамках натовской программы «Партнерство во имя мира». Это там на курсах английского Сафаров нанес спящему армянскому офицеру 16 ударов топором. Брюссель тогда чуть ли не умолял Ереван не политизировать убийственный, но все же частный случай.
Тогда это можно было трактовать и так. Но теперь, после экстрадиции Сафарова и его мгновенной героизации на родине, это дело уже становится большой политикой. Причем с подачи страны НАТО. Венгрия своим решением втянула в эту историю и Североатлантический блок, и Евросоюз. Теперь они обязаны реагировать. И совсем не только вербальными замечаниями.
Разрыв дипломатических отношений — это, конечно, еще не объявление войны, чтобы задумываться о применении пресловутой пятой статьи, но тоже чрезвычайный случай, требующий вмешательства.
Скажем, в «плюшевой истории» Белоруссии и Швеции Евросоюз, как и положено, оперативно поддержал Стокгольм. Теперь же ему проявлять корпоративную солидарность вроде бы и не с руки. Но и казнить нельзя. Все-таки свой член. Тем более, что Венгрия и так достаточно наказана кризисом. За это, как говорят, богатый Азербайджан и подцепил Будапешт. Остается только компенсировать Армении моральный ущерб. Возможно, теми же методами, что и Баку. Материально.
Венгрия задним числом ссылается на недобросовестность Азербайджана. Дескать, обещал держать Сафарова за решеткой еще как минимум четверть века. Даже если допустить подобную наивность Будапешта, тот, кто в материале, должен был предвидеть и такое развитие событий, и возможные политические последствия.
И возмутила Запад, наверное, даже не судебная независимость Венгрии или ее возможная продажность, а несогласованность действий в таком деликатном вопросе. Это территориальный конфликт, и каждая мелочь в нем — повод для горячей фазы.
Не случайно в первую очередь возмутились президенты США и Франции — сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Они знают, как легко нарушить это зыбкое равновесие на линии соприкосновения.
В Армении уже заговорили о выходе из переговорного процесса. И именно когда в Ереване Расмуссен, местный парламент на чрезвычайном заседании с подачи оппозиции рассматривает вопрос о признании Нагорного Карабаха.
Конечно, Армения этого не сделает. Здесь отдают себе отчет в том, что еще не время. Но повод сделать это у нее теперь есть. А значит, и у Азербайджана есть повод начать первым. Тем более, как уверены в Армении, кровожадность своей политики он еще раз доказал, когда признал героем хладнокровного убийцу.
Кстати, в Баку Расмуссен не полетит. Несмотря на то, что он тоже в этой географии, для НАТО, видимо, Азербайджан сейчас не по пути.
Ереван на связи. Директор Армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров.
Шейнкман: Как вы считаете, насколько правы те эксперты, что утверждают, дескать, сейчас Армения может рассчитывать на какие-то преференции от Запада?
Маркаров: Что касается преференций со стороны каких-либо организаций, я думаю, на данный момент НАТО в какой-то мере может нести моральную ответственность, поскольку все, произошедшее более 8 лет назад в Будапеште, происходило в том числе в рамках мероприятий натовской программы «Партнерство во имя мира».
Определенная моральная позиция НАТО должна быть высказана, как это было сделано, например, представителями Евросоюза, которые заявили о том, что убийство, оправдание и героизация убийцы абсолютно неприемлемы для данных организаций.
Шейнкман: В Армении ожидают чего-то конкретного от визита Расмуссена?
Маркаров: Я думаю, это часть рабочего визита в рамках сотрудничества, которое существует с 1992 года между Арменией и НАТО. Данное сотрудничество происходит в различных областях, включая вопросы политики, проблемы безопасности, реформы в области безопасности, армейские реформы, а также проблемы, касающиеся исследовательской деятельности.
Я думаю, есть достаточно широкий круг вопросов, который может быть обсужден в ходе встреч, которые состоятся в Ереване между генеральным секретарем НАТО, президентом Армении, министром обороны и министром иностранных дел.
Полагаю, представителю НАТО во время его встре