ՀԵՌՈՒՍՏԱԾՐԱԳՐԵՐ - Հեղինակ՝ ADMIN. Monday, February 28, 2011 15:36 - չքննարկված
Армянские дети Западной Армении. Есть ли надежда?
Несколько лет назад, впервые посетив армянскую церковь в Брюсселе, я была сильно поражена, увидев там усердно молившихся курдов. Немало курдов, да еще и говорящих на курдском языке, было и во дворе церкви, построенной по всем канонам армянской храмовой архитектуры. На мое недоумение друзья ответили, что это длинная и грустная история, а для того чтоб я поняла, что к чему, они меня познакомили с несколькими из этих «курдов».
Рассказ моих новых друзей «курдов» был поразителен, и очень ярко напомнил мне документальные кадры о Западной Армении: истерзанной, опустевшей, окровавленной. Перед глазами проносились картины безжалостно уничтоженных ятаганом мирных армян. Но я видела и спасшихся от турецких зверств: армян, которым посчастливилось выжить в окружении врага и сохранить в глубокой тайне от окружающих свое армянское «я». И все это в условиях запрета говорить на армянском языке, исповедовать армянскую христианскую веру.
Многих из них исламизировали. Кроме армян Стамбула, в остальных регионах Турции армянам было опасно говорить по-армянски, даже просто упомянуть о своей национальной принадлежности. Да и в самой «европейской столице» Турции армяне опасаются говорить в общественных местах на родном языке. И эта ситуация сохраняется по сей день.
Я долго и жадно расспрашивала моих новых знакомых: как им, живущим в Турции армянам, удалось в подобных условиях, рискуя жизнью, сохранить свою идентичность и, тем более, веру? Я интересовалась происхождением их фамилий (они носят турецкие фамилии) и почему вообще они с турецкими фамилиями? Оказалось, что в 1936 году в Турции был принят действующий по сей день расистский закон (Ад канону), согласно которому турецкое правительство насильно поменяло армянские фамилии на турецкие. Это решение, которое, кстати, касалось не только армян, но и других христианских народов, «объяснялось» заботой о нацменьшинствах, чтобы турки не навредили им. В действительности закон отражал стремление к ассимиляции живущих в государстве нетурецких народов.
Турция надеялась, что по прошествии некоторого времени они забудут свои корни: не имея права говорить на родном, лишенные возможности носить национальные имена и фамилии, исповедовать собственную веру, они, по замыслу турок, постепенно должны были превратиться в турок. Необходимо знать, что Турция в государственных реестрах записывала всех своих граждан шифрованным кодом: каждая нация, каждая религия обозначались специальным кодом. Понятно, что люди с нетурецким кодом всегда находились под пристальным вниманием спецслужб государства.
Меня удивило то, что уже взрослые дети (35-45 лет) этих людей прекрасно разговаривали, читали и писали по-армянски, а родители – нет. Мне было непонятно, как такое стало возможно? Выяснилось, что, начиная с 60-х годов, стамбульские армяне начали интересоваться судьбой анатолийских армян, так как до них доходили слухи, что там еще живут армяне. Однако, в то время армянам запрещались поездки в Анатолию, а к горе Арарат тем более не разрешалось и близко подходить. А поскольку стамбульские армяне сильно отличались от населения других регионов Турции, то и ехать они в Анатолию не могли: их могли бы сразу распознать, что стало причиной больших проблем. Тогда они решили прикинуться журналистами, и посетить Анатолию с журналистскими удостоверениями. Так они обошли чуть ли не все села Анатолии, в которых обнаружили живущих под защитой курдских шейхов и ага немало армянских семей. Армяне там в основном говорили на курдском языке.
«Журналисты» знакомились с ними, рассказывали им о тогда еще советской Армении, и предлагали забрать их детей на обучение в Стамбул: спасти от неминуемой ассимиляции. Конечно же, самым трудным было забрать этих детей в Стамбул. Забирали их чаще всего по одному, редко – по несколько детей, из разных населенных пунктов, так как была огромная опасность засветиться. «Журналисты» рисковали, как минимум, свободой. Так были спасены многие армянские детишки, в числе которых, кстати, был и Грант Динк.
Расходы по содержанию и обучению детей взяла на себя армянская община Стамбула. Детей обучали в армянских школах (в Стамбуле есть несколько армянских школ и армянских церквей), жили они в интернатах. Дети были окружены заботой и теплотой взрослых, и даже до сих пор их лицо светлеет при воспоминаниях о тех годах; думаю, не ошибусь, назвав этот период их жизни периодом спасения и возвращения к корням. Многие из этих спасенных детей ныне занимают важные посты, имеют хорошую должность, а, самое главное, это – в основном истинные патриоты, не покладая рук добивающиеся справедливого решения вопроса армянского Геноцида. Этих детей сегодня часто можно встретить в армянских организациях диаспоры.
К сожалению, нескольких патриотов-организаторов спасения наших детей, турецкое правительство обвинило в том, что они стремятся превратить турецких детей (не забудем, фамилии у спасаемых от ассимиляции детей были турецкие) в армян. Активисты этого благородного движения были арестованы и приговорены к различным срокам лишения свободы. Дальнейшая деятельность армянских патриотов стала невозможной.
Однако в последнее время появляется много сведений о том, что анатолийские армяне все чаще заявляют о своем армянском происхождении, независимо от их религиозной принадлежности. Известны случаи, когда исламизированные армяне без страху заступаются за каждого армянина в этом регионе, но наиболее интересны факты обращений в суд с требованием поменять фамилию на армянские. Очень многие из исламизированных армян крестятся в армянских церквях.
В 80-х годах, вследствие трудностей, искусственно создаваемых для них турецким правительством, большая часть армян Стамбула стали выезжать в Европу и Америку. Так, если еще в 60-х годах в Стамбуле проживало около 200 тысяч армян, то к началу 90-х их осталось лишь 30 тысяч. Большинство армянских школ остались без учеников, это означало, что они должны были закрыться: по закону, если нет достаточного количества учеников, то школу имеют право закрыть или перепрофилировать в турецкую. Таким образом, умирающая стамбульская армянская община, к сожалению, может стать причиной потери многих и многих армянских детишек Западной Армении.
Ирина МАНУКЯН,
Собкор Voskanapat.info, Страсбург-Брюссель-Страсбург